Поршневой палец (в зависимости от конструкции кривошипно-шатунного механизма) либо свободно перемещается, либо прочно зафиксирован в верхней головке шатуна. В случае плавающей посадки пальца верхняя головка шатуна производиться с втулкой.
Втулка шатуна – это деталь, выполненная из бронзы или иного металла/сплава, которая вставляется в поршневую головку шатуна (она ещё называется верхняя), ту, что меньшая по диаметру. Эта втулка представляет собой кольцо, выполняющее роль кругового подшипника пальца поршня. Имеет отверстие, через которое подаётся масло, что может попадать туда двумя путями: либо через нижнюю головку шатуна и внутренний канал в стержне, либо напрямую в верхнюю головку.
Поскольку втулка шатуна – это сменная деталь, естественно, она подлежит износу и замене, как и любой расходник. Причинами выхода из строя втулки могут быть: