Чтобы обеспечить качественную работу двигателя внутреннего сгорания, необходимо обеспечить максимальную очистку входящего воздуха, который используется для сгорания топлива. Попадание в очищенный воздух пыли и грязи приводит к образованию на поршневых кольцах и клапанах головки блока цилиндров (ГБЦ) нагара, который снижает ресурс мотора и отдаваемую мощность.
В зависимости от места установки, патрубок подает воздух к фильтру или входному коллектору. В условиях высокой пыльности патрубок, который соединяет воздушный фильтр и высоко поднятый шноркель, позволяет сохранить фильтрующий элемент от большей части пыли. Правильная установка патрубка и шноркеля на дизельный автомобиль позволяет проезжать водные преграды, глубина которых ниже высоты забора воздуха.
Вывод заборного патрубка к радиаторной решетке позволяет добиться небольшого увеличения мощности (1–3%) при движении на высших передачах за счет увеличения давления воздуха перед автомобилем. В этом случае количество воздуха, который поступает в цилиндры, зависит не только от оборотов двигателя и положения дроссельной заслонки, но от разницы давлений во впускном коллекторе и на входе патрубка. Повреждение патрубка, который установлен до воздушного фильтра, не влияет на ресурс мотора, хотя и может привести к небольшому снижению мощности и сокращению срока службы фильтра.
Патрубок, который установлен после воздушного фильтра поставляет очищенный воздух к впускному коллектору. Поэтому требования к нему гораздо выше, чем к тому, который установлен до фильтра. От состояния патрубка напрямую зависит ресурс и мощность мотора. Если патрубок негерметичен, то в очищенный воздух попадают различные загрязнения, которые откладываются на клапанах головки блока цилиндров (ГБЦ) и поршневых кольцах в виде сажи. Эта сажа смешивается с недогоревшим топливом и образует вязкое абразивное вещество, многократно увеличивающее износ поршневых колец, стенок цилиндров и клапанов ГБЦ.